Записки на шпаргалках

Уже шестой год, как мне не надо на работу первого сентября. Причина проста - затяжной декрет, два замечательных сына. А вчера наткнулась в компьютере на файл, где я записывала все перлы моих учеников. Надо заметить, что ученики мои делились на взводы, ходили по форме и занимались, в числе прочего, строевой подготовкой. Короче, будущие полицейские.

Уроки русского языка, культуры речи и литературы не в фаворе, и домашние задания делалсь спустя рукава и через раз.  Как следствие - великолепные перлы, которые сыпались на меня как из рога изобилия. Самые выдающиеся я записывала.
Как вам, например, такая выдержка из сочинения:
"Андрей Болконский участвовал в войне. Его наградили. Наградили его смертью на Бородинском поле..." (не хотела бы я такой награды!)



1. 
А вот диалог на первом уроке изучения «Войны и мира».

Ближе к началу урока:
— …Но меняется не только замысел. Меняется и главный герой романа. Кто им становится? (Жду ответа: Андрей Болконский, Пьер Безухов или, в крайнем случае, Наташа Ростова).
Один из учеников, а за ним и второй:
— Поручик Ржевский. (Я в некотором изумлении, но решаю, что они просто шутят, и пропускаю реплику мимо ушей).
Минут через несколько задаю следующий вопрос:
— Всех героев в романе можно условно поделить на два типа — люди мира и люди войны. Кого отнесем к людям войны?
Снова один учащийся (тот же самый) подает голос:
— Поручик Ржевский.
Далее такой диалог между нами:
— Садись, два.— Почему два?— Ты не читал «Войны и мира».— Я читал.— Не читал.— С чего вы взяли, что я не читал?— В «Войне и мире» нет поручика Ржевского. Вообще нет.
Он затихает, его не видно и не слышно. А минут через десять он робко, словно смущаясь, задает вопрос:
— А там правда нет поручика Ржевского?..
— Правда.
Далее следует коронная фраза:
— А я думал, что те, кто анекдоты сочиняет, читали «Войну и мир»…

2.Те же уроки по «Войне и миру» (кладезь перлов, поскольку мало кто роман читал, а «блеснуть» знаниями хочется всем…)
На дом было задано подготовить рассказ о князе Андрее (естественно, имелся в виду Болконский) на основе текста романа.
— Об Андрее Болконском нам расскажет… учащийся N*.
— А я не знаю про Болконского. Я знаю про князя Андрея.
Все в недоумении, во взводе слышатся смешки…
— Ну, рассказывай про князя Андрея.
— Это про того, кто был сыном Юрия Долгорукого?..
— ???
Тогда он несет тетрадь, говоря, что у него про того всё написано и т.д.В тетради читаю: «Князь Андрей Боголюбский родился в 1110 там году. Был сыном Юрия Долгорукого…», — и дальше где-то на полторы страницы убористым почерком… Куда там Толстому…

3.Рассуждаем о любви Базарова и Одинцовой в «Отцах и детях», и вот один темпераментный учащийся очень пафосно произносит:
— Любовь — это трудный процесс между человеком и женщиной…

4.Тот же товарищ, только немного раньше, когда говорили о романе «Обломов». Обсуждаем, почему Обломов женился именно на Агафье Пшеницыной.
— Ему нужна была женщина! — радостно сообщает товарищ.
— А чем его не устраивала Ольга Ильинская? Тоже ведь женщина…
— Она пыталась его воспитывать, переделывала. А ему была нужна просто женщина (выделяет голосом последние слова).

5.Это уже финальный урок по «Обломову» в том же взводе, и в конце учащиеся формулируют свое впечатление о романе: кто из героев понравился и почему. Кто-то рьяно защищает Обломова, чувствуя в нем родственную душу, кто-то — Штольца (видимо, из чувства противоречия). Минут через пять споров поднимает руку все тот же товарищ и говорит:
— А мне понравились… женщины (последнее слово произносит очень проникновенно и с придыханием).
— Что, все сразу?
— Ну да! — произносит он как нечто само собой разумеющееся.

6.Случилось этому учащемуся отличиться и на уроке русского языка. Пишем контрольную. В одном из заданий на месте пропущенных букв надо вставить Н или НЬ. В его варианте: баше…ка. Он смотрит на карточку, а потом изрекает вопрос: «А это от слова башка или башня?» Вот такой вот у него «великий и могучий» русский язык…

7.Снова он отличился.
— Все залетчики в обязательном порядке отправятся на экскурсию.
— А залетать можно каким угодно способом?

8.Некоторые фразы из сочинений:
«…Это было случайное стечение негодяев вокруг бедной девушки…» (о Ларисе Огудаловой из «Бесприданницы»).
«…Иешуа и Иисус это не одно и то же. Иисус был сыном божьим, а Иешуа просто сиротой…»

9.Русский язык. Прошу подобрать примеры, где в сочетании букв не писался бы мягкий знак. На сочетания НЩ, НЧ, ЧК и др. примеры подобрали легко. Называю следующее сочетание — ЧН. Мне в ответ, ни секунды не думая, говорят: ЧЛЕН. Вот такие ассоциации…

10.Тоже темпераментный товарищ, но другой и годом раньше. Старательно рассказывает о Наташе Ростовой:
— Наташа Ростова была отвлекательная девушка.
— ???
— Ну, была некрасивая…

11.А вот этот случай скорее грустный, чем смешной. Учащийся рассказывает о военной поэзии и в качестве примера приводит стихотворение «Враг сжег черную избу»… (Естественно, это «Враги сожгли родную хату»…)

12.В другом взводе на том же уроке по военной поэзии рассказываю им про судьбу стихотворения «Враги сожгли родную хату». И тут меня спрашивают:
— А почему автору можно употреблять нелитературные слова, а нам на уроке нельзя?
— Какие же нелитературные слова употребил автор?
— Ну, хата — это же квартира на жаргоне…

13.Описки в диктантах: «Мать — потомственная знахарка, неуставно (вместо неустанно) бродит по лесам и полям…» 
Видимо, строевая подготовка и уставные отношения совсем замучили бедного учащегося… Захотелось неуставной жизни…

14.Без комментариев:«Мамаев Курган. Оба слова пишем с большой буквы: Мамаев — фамилия, Курган — имя».

15.Диктую знаменитое четверостишие Пушкина, которое, кстати, все год назад учили наизусть:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Среди заданий было и такое: часть этого четверостишия вставить в предложение как цитату. Вот как его сократил один товарищ: «Пока свободою горим, Души прекрасные порывы…». А отчего бы и не душить их, правда?
У другого первая строка звучит вообще вот так: «Пока свободой УГОРИМ…»

16.Задаю выучить наизусть стихотворение Б. Пастернака «Гамлет». Минут через пять один товарищ переспрашивает:
— А стихотворение Гамлета учить любое?

17.В эссе, заданном на дом, читаю:«Дуэли отменены, а дуэлянты остались лишь в прекрасных повестях Е. Онегина и А. Пушкина». Ну чем не два литератора?

18.Как-то выдает мне девушка фразу (я думала раньше, что их для юмористических страничек специально придумывают):
— Катерина во время грозы увидела гиену с огненными глазами.(В тексте была геенна огненная, т.е. ад).

19.А однажды мне на доске написали такую фразу: "бИть камнем преткновения". Не самое плохое применение. Камень преткновения - чем не орудие пролетариата?

20.В контрольной работе есть такое задание: от слова "зерно" образуйте новое слово с помощью суффикса -ушк-, - юшк- или -ышк- (ответ, естественно, "зернышко"). На лице одного ученика серьезная работа мысли, что-то не ясно. Спрашиваю, что не так. Говорит, что не может образовать это слово. Я предлагаю просто подставить по очереди все суффиксы и проверить, какой подойдет. Через некоторое время он выдает получившийся у него пример: ЗЕРНЮШНИК!

21.Задаю вопрос:
— В каких падежах в окончании существительных 1 склонения пишется Е?
— В дательном и ПРЕДАТЕЛЬНОМ!
Вот такие новые падежи появились в русском языке. Видимо, какое время, такие и падежи...

22.Рассуждаем о судьбе Родиона Раскольникова, о том, что он никак не мог, по замыслу автора, ни сбежать за границу, ни покончить с собой. И тут реплика:
— И все-таки я не понимаю, почему Раскольников не мог кончить сам с собой?Как говорится, без комментариев.

23.Или вот еще. Говорим о том, почему Чехов назвал "Вишневый сад" комедией. Ребята не могут взять в толк, как пьеса может быть комедией, если в процессе чтения не хохочешь. Ну, я, конечно, привожу в пример "Горе от ума", "Недоросль" (герои-то высмеиваются автором). И вот один товарищ говорит:
— Тогда надо в разделе драма ввести понятие "плачевная комедия" и не совать такие пьесы в комедии.

24.Начало урока. Командир отделения строит взвод, и далее я слышу такое (пишу без заглавных букв и знаков препинания - на слух-то они не воспринимаются):
— внимание... взвод... червяков!.. (естественно, делалось замечание учащемуся с такой фамилией, а получилось смешно)
(Почти что "командир взвода Баранов")

25.А один вопрос на уроке по культуре речи просто поставил меня в тупик:
— А языком по закону можно пользоваться везде?
Хоть смейся, хоть плачь. И что ему было ответить?

26.Вот вы бы как вставили буквы в следующем примере: "Пр...ст...та есть главное условие красоты"? А у меня с большим удивлением спросили:
— Это что? ПростАта есть главное условие красоты?
Видимо, классик все-таки имел в виду что-то другое...

27.Из сочинения:"Одинцова подошла к Базарову и поцеловала его в лоб. Базаров умер."
Вот что значит - убийственный поцелуй!

28.Из сочинения:
"Решившись на убийство, Раскольников убивает сразу двух зайцев, можно сказать, даже трех (третьим зайцем была бабушка)".

29.Диалог на уроке русского языка:
— Самолет летит невысоко. Как пишем?
— Слитно. Можно подобрать синоним без НЕ.
— А можно подождать - и подобрать черный ящик! — заявляет один "гуманный" учащийся.

30.Он же на уроке литературы:
— Каков привычный портрет Наполеона? Каким мы его видим?
— В треуголке и смирительной рубашке!

31.А еще в сочинении вместо словосочетания "пленённые немцы" мне написали - ПЛЕМЕННЫЕ немцы. То, что фашисты скоты - давно известно, но чтобы племенные...

32.Из сочинения:
"Он [Базаров] ставил опыты над лягушками, добивался любви".
Чем Базаров не новый Иван-царевич? Любви ему от лягушек подавай! 

Вот такие они, наши будущие защитники закона. Хотя почему будущие? Они уже выпустились и пополнили собой ряды наших полицейских. ))))




Комментарии

  1. Катя, прочитала все перлы, улыбнулась))
    Ты там случайно перлы из наших блогов не выписываешь? было бы интересно почитать))) эх, теперь особенно буду следить за лексикой, грамматикой и пунктуацией))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, Лена, за блоггерами не записываю. )))) Тем более что все - достаточно грамотные люди и откровенных ляпов не допускают. )))

      Удалить
  2. Ндаааа уж..... УпИсялась пока читала )))))) .... Что тут скажешь ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))))))))))))))))))) А мне приходилось на полном серьезе объяснять, почему за этои опусы больше двойки не полагается. )))

      Удалить
  3. Спасибо за пост. Катя, по моему ты соскучилась за работой)))

    ОтветитьУдалить
  4. Смеялась до слез. )) Все таки богат и могуч русский язуч ))

    ОтветитьУдалить
  5. Ответы
    1. И я снова смеялась, когда файл нашла. Вообще не люблю оффтопить в блоге, но тут не удержалась - не смогла таким не поделиться. )))

      Удалить
  6. Здравствуйте. Читаю ваш блог. Хотела попросить совета про окантовыватель для швейной машинки. Видела ваш переделанный с распошивалки. Я так поняла, что туда вставляеш полоску ткани, а он края подворачивает внутрь и пришивает? А вы не знаете про эти
    http://spool.com.ua/product_440.html
    http://spool.com.ua/product_204.html . Они такого самого принципа? Помогите пожалуйста!
    Заранее благодарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! (ко мне можно на ты, если хотите)
      Принцип всех улиток один - они особым образом складывают ткань и подают ее под лапку машины. Те улитки, которые показали вы, предназначены для работы с ткаными полотнами, а не с трикотажем. Первая - для пришивания косой бейки из ткани. Лапка совершенно потрясная! Готовую косую бейку пришивает на раз. Вторая - для узкой подрубки края ткани. Ни одна из них не подойдет для работы с трикотажем. (У меня есть первая лапка тоже - я ее сразу же попыталась приспособить под трикотажные бейки. Не вышло. То есть не просто плохо получилось, а не получилось совсем.)
      Тот окантовыватель, который есть у меня, предназначен для окантовки трикотажных изделий трикотажной бейкой, выкроенной поперек петельного столбика. Потому он и идет для распошивалки, что швейная машина челночного стежка не подходит для шитья трикотажа совсем. А то, что все равно шьют - так это потому, что других вариантов нет.
      В общем, резюме таково: для трикотажа надо покупать приспособу для распошивалки, а для ткани - лапки для швейной машины. ))))

      Удалить
  7. Спасибо за ответ, только у меня нету распошивалки. Шью трикотаж на машинке, не очень получается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так у меня тоже нет распошивалки, только оверлок и швейка. Но с таким комплектом в принципе можно сшить все!

      Удалить
  8. Катя, спасибо за такой необычный пост, смеялась от души))

    ОтветитьУдалить
  9. Катя, какие чудесные истории.
    Спасибо за позитифф.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Всегда с удовольствием читаю ваши комментарии. Спасибо, что заходите в гости и не остаетесь равнодушными! )))) Если вы нигде не зарегистрированы, но хотите оставить комментарий, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

Самое читаемое